BirdsGuide
Конспект лекций по этологии
Страница 23
Классификация научения. В зоопсихологии есть два подхода к классификации научения.
Первый подход к классификации научения принадлежит необихевиористу Э. Толмену. Подход основан на осознании того факта, что механизмы научения разнородны у представителей различных систематических групп. (Подтверждением этому может выступать. например, поведение голубей, решающих задачу различения сложных фигур быстрее людей и иными способами. см. учебник Мак-Фарленда).
Толмен классифицировал способности животных и человека к научению и выделил следующие группы способностей:
1) способность ожидать появления раздражителя и действовать в соответствии с этим предвидением;
2) способность к различению и манипулированию;
3) способность к сохранению опыта;
4) способность предвидеть результат своих действий в случае альтернативного выбора вариантов простых моторных реакций (лабиринт);
5) способность к формированию представлений, позволяющая сравнивать альтернативные пути решения задачи;
6) “творческая гибкость”.
Для интерпретации условных рефлексов требуются только первые три типа способностей. Обучение в лабиринте включает еще и четвертый тип способностей. Для сложных форм обучения необходимы все перечисленные способности.
(Как определить, что поведение в лабиринте - не сумма двигательных рефлексов? Опустить лабиринт под воду).
Второй подход предполагает, что все многообразие выученного поведения можно свести к нескольким основным типам. Таковы классификации Торпа, Годфруа, Фабри. Первая трудность - сложно определить уровень, на котором должен производиться анализ. Вероятно, на субклеточном уровне выученное поведение самых различных типов может описываться одними и теми же процессами. На физиологическом уровне многообразие выученного поведения можно так же свести к двум процессам: процессам кратковременного и долговременного хранения следов памяти. Можно свести все виды научения у животных к безусловным и условным рефлексам.
Вторая трудность создания классификации научения касается выбора принципа обобщения. Этот принцип во многом зависит от целей, которые ставятся перед исследователем. Важно анализировать разнообразие видов обучения именно на поведенческом уровне (т.е.с учетом адаптивности тех или иных поведенченских актов, иначе можно «скатиться» на физиологический уровень).
Рассмотрим классификацию научения, предложенную Ж.Годфруа. Классификация основана на степени участия особи в процессе научения, причем при активном участии организма выделяется еще и когнитивный уровень.
Классификация научения по Ж. Годфруа:
1. Реактивное (пассивное) научение:
1) привыкание;
2) сенсибилизация;
3) импринтинг;
4) условные рефлексы;
2. Оперантное (активное) научение:
1) “пробы и ошибки”;
2) формирование реакций;
3) научение путем наблюдения;
3. Когнитивное научение:
1) латентное научение;
2) психомоторный навык;
3) инсайт;
4) научение путём рассуждений.
Классификация научения по У.Торпу:
1. Привыкание (габитуация);
2. Ассоциативное научение:
а) классический условный рефлекс.
Синонимы: респондентное научение, условный рефлекс первого рода;
б) оперантный условный рефлекс.
Синонимы:“пробы и ошибки”, условный рефлекс второго рода,
инструментальное научение, научение по Скиннеру;
3. Латентное (скрытое) научение;
4. Инсайт (озарение):
а) собственно инсайт (“улавливание отношений”);
б) подражание типа социального облегчения;
в) истинное подражание (“копирование поведенческих актов”);
5. Импринтинг (запечатление):
а) запечатление привязанности;
б) половой импринтинг.
Этологи выделяют облигатное и факультативное научение. Принцип - необходимость той или иной реакции научения для выживания в стандартных условиях. Облигатное (обязательное) научение - совокупность умений, необходимая для выживания особи. Факультативное (не обязательное) научение - умения, появляющиеся у некоторых особей в ответ на специфические условия.